Культурные аспекты медиакоммуникаций в эпоху цифровых технологий
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v71.i1.8Ключевые слова:
культура, общество, трансформация, психологическая коммуникация, журналистика, онлайн-СМИ.Аннотация
В современную эпоху коммуникация претерпела значительные изменения, пройдя путь модификации от традиционных медиа до цифровой конвергенции СМИ. Предметом исследования является анализ положительного и отрицательного влияния массовых коммуникаций на психологию и культуру человека. Основная цель – систематизация и синтез лучших зарубежных и отечественных направлений медиапсихологии, описание неопределенности и рискогенности воздействующих факторов коммуникации на психику и когнитивные функции человека, а также изучение положительного опыта влияния СМИ на аудиторию и индивида.
Общепризнанно, что духовно-познавательные программы развивают воображение и расширяют кругозор. Демонстрация насилия и девиантного поведения, напротив, вызывают тревогу или психологический коллапс. Основные направления и идея статьи заключаются в изучение роли и факторов влияния духовной и культурологической константы массовой коммуникации на психоэмоциональный и культурологический базис аудитории. Научная и практическая значимость представлены в рекомендациях и ревизии мирового опыта борьбы и противостояния неоправданному распространению негатива и дезинформации, экспертизе положительного влияния сообщений духовно-познавательной, научно-фантастической, культурной, научной направленности на реципиентов СМИ.
Методология основывается на качественном и количественном анализе содержания медиатекстов, сравнении и моделировании побочных эффектов использования цифровых технологий.
В результате исследования авторы приходят к выводу о необходимости системного подхода к контенту медиа, обязательной включенности ценностной, духовной и культурной константы в концепции отечественных СМИ. Журналисты, таким образом, способны не только популяризировать нравственные и духовные ценности народа, но и повышать рейтинги, подавая эти темы креативно и увлекательно, находя новые механизмы положительного воздействия на аудиторию.