Трансформация социально-политической коммуникации в цифровую эпоху и уточнение научной дефиниции

Авторы

  • U.M. Yessenbekova Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан http://orcid.org/0000-0001-8859-551X

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v59.i1.07
        88 141

Аннотация

В статье исследованы вопросы трансформации социальных отношений и их укрепление через формы коммуникации в новую эпоху, проблемы интеграции социально-политической коммуникации и совершенствования научных определений, используемых при изучении этих процессов. В контексте политической теории понятие коммуникации рассматривается в связи с процессом взаимного обмена информацией и ее распространения в обществе. Такая ситуация подчеркивает важность выявления противоречий между микро- и макроуровневыми подходами при анализе феномена политической и социальной коммуникации.

Цель исследования. Анализируя основные модели теории политической коммуникации, автор пытается доказать гипотезу о том, что вместо централизованной односторонней коммуникации приходят формы распространения информации с усиленной обратной связью между аудиторией и участниками политических и коммуникационных процессов. Это связано с тем, что цифровые технологии приводят к увеличению «горизонтальных» потоков наряду с

«вертикальной» коммуникацией между участниками обмена информации.

Ценность исследования. Автор устанавливает зависимость между снижением политической и социальной активности граждан и отсутствием обратной связи политических структур с обществом. Такая зависимость оценивается как фактор, усиливающий недовольство общества действиями властей. Методология исследования включает в себя такие научные методы, как наблюдение и сравнение, описание, систематизация источников и социометрические методы.

Результаты научной статьи. В статье систематизированы и анализированы роль и изменения компетенций социально-политической коммуникации в условиях быстрого развития цифровой среды. Выработаны рекомендации по унификации научных дефиниций, используемых при изучении процессов социально-политической коммуникации. Например, на основании офи- циальных документов приведены обоснования использования понятий «средства массовых коммуникаций» и «средства массовой информации».

В статье выделены коммуникативные подходы, которые усиливают влияние и динамику социальных процессов в политической жизни и являются факторами, повышающими активность в обществе. По мнению автора, основной функцией политической коммуникации являются адаптация социальной системы страны к внутренним и внешним условиям, защита национальных интересов.

Ключевые слова: коммуникационное взаимодействие, вертикальная коммуникация, поли- тические акторы, социализация, медиакратия.

Библиографические ссылки

Adali S., Escriva R., Goldberg M. (2010). Measuring behavioral trust in social networks. IX International Conference on Intel- ligence and Security Informatics, Vancouver (Canada), 23-26 May 2010. – РР.150-152.
Asadullina, S. H. (2009). Theory and practice of permission of the virtual conflict: Practice-oriented monograph / Nestor Publ., St. Petersburg. – 327 p. (In Russian)
Ахатова Б.А. Политический дискурс и языковое сознание. – Алматы: Экономика, 2006. – 302 с.
Дорбетханулы Т. Партиялық саяси имиджді қалыптастырудағы коммуникациялық байланыстың рөлі // «Саясат» журналы, №2, 2003. – 62-64 бб.
Giddens A. The Consequences of Modernity. – Moscow: Praksis, 2011. – 352 p.
Castells M. Power of communication: a manual. – Мoscow: Izdatel’stvo Vysshey shkoly ekonomiki, 2016. – 564 p.
Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // Obshchestvennye nauki i sovremennost, no.3 2001. – РР.121-139. Ибраев А.Ж. Основные направления политики реализации связей с общественностью (на примере НДП «Нур Отан»):
автореф. …канд. политических наук: 23.00.02. – Алматы, 2008. – 24 с.
Қалиев H. Қазақстан Парламентаризмі: саяси талдау. – Алматы: «Қазақстан» баспасы, 2003. – 272 б.
Nair B., Janenova S., Serikbayeva B. (2019). A Primer on Policy Communication in Kazakhstan, https://doi.org/10.1007/978- 981-15-0610-9_1
Lasarsfeld P. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications / N.Y., 1971. – Р.254.
Mc Lean I. Economics and Politics. Companion to Contemporary Economic Thoght / London New York: Routhledge.1991. – Р.846.
Miller D. Artefacts and the meaning of things, Companion encyclopedia of anthropology / London, New York: Routledge, 1994. – РР.396-420.
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования / пер. с англ., предисл. А.К. Соколова. – М.: Издательство
«Весь Мир», 1997. – 544 с.
Сабитов P.A. Политический анализ теории коммуникативного процесса Г. Лассуэлла и его роль в формировании информационной политики. – Краснодар: Кубанский гос. техн. ун-т, 1999. – 233 с.
Санстебан Л.С. Основы политической науки. – М.: Наука, 1992. – 102 с. Seligmen A. The Problem of Trust. – Moscow: Ideya-Press, 2002. – 256 p.
Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Technics and Procedures for Developing Grounded Theory / Thousand Oaks, CA: Sage Publications Inc., 2012. – 312 p.
Sztompka P. Society in action: the theory of social becoming / Cambridge: Polity Press, 2014. – 219 p.
Thomas, T. C., Price, L. L., & Schau, H. J. (2014). When differences unite: Resource dependence in heterogeneous consumption communities // Journal of Consumer Research, 39(5). – РР.1010‐1033.
Yessenbekova U.M. (2019). Transformation of human and society in the digital age (media-psychological aspect). Scientific monograph / Approved by the Academic Council of L.N.Gumilyov ENU, Printing house of L.N.Gumilyov ENU. – Astana. – 2019.
– Р.226. [in Kazakhstan]
Fukuyama F. Trust: Social virtue and path to prosperity. – Moscow: ACT-Ermak, 2004. – 730 p.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Научное издание. – СПб.: Питер, 2000. – 380 с

References

Adali S., Escriva R., Goldberg M. (2010). Measuring behavioral trust in social networks. IX International Conference on Intel- ligence and Security Informatics, Vancouver (Canada), 23-26 May 2010. – pp.150-152.
Asadullina, S. H. (2009). Theory and practice of permission of the virtual conflict: Practice-oriented monograph / Nestor Publ., St. Petersburg. – 327 p. (In Russian)ю
Akhatova B.A. Politicheskiy diskurs i yazykovoye soznaniye / [Political discourse and language consciousness] Almaty: Eko- nomika. 2006. – 302 s.
Dorbetkhanuly T. Partiyalyk sayasi imidzhdі qalyptastyrudagy kommunikatsiyalyk baylanystyng rolі // «Sayasat» zhurnaly.
№2. 2003. – 62-64 bb.
Nair B., Janenova S., Serikbayeva B., (2019). A Primer on Policy Communication in Kazakhstan, https://doi.org/10.1007/978- 981-15-0610-9_1
Castells M. Power of communication: a manual / Moscow: Izdatel’stvo Vysshey shkoly ekonomiki, 2016. – 564 p.
Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // Obshchestvennye nauki i sovremennost, no.3 2001. – pp.121-139. Ibrayev A.Zh. Osnovnyye napravleniya politiki realizatsii svyazey s obshchestvennostyu (na primere NDP «Nur Otan»): av-
toref. …kand. politicheskikh nauk: 23.00.02. – Almaty. 2008. – 24 s.
Kaliyev H. Kazakstan Parlamentarizmі: sayasi taldau / Almaty: «Kazakstan» baspasy. 2003. – 272 b. Giddens A. The Consequences of Modernity / Moscow: Praksis, 2011. – 352 p.
Lasarsfeld P. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications / N.Y., 1971. – p.254.
Mc Lean I. Economics and Politics. Companion to Contemporary Economic Thoght / London New York: Routhledge.1991. – p.846.
Miller D. Artefacts and the meaning of things, Companion encyclopedia of anthropology / London, New York: Routledge, 1994. – pp.396-420.
Seligmen A. The Problem of Trust / Moscow: Ideya-Press, 2002. – 256 p.
Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Technics and Procedures for Developing Grounded Theory / Thousand Oaks, CA: Sage Publications Inc., 2012. – 312 p.
Sztompka P. Society in action: the theory of social becoming / Cambridge: Polity Press, 2014. – 219 p.
Thomas, T. C., Price, L. L., & Schau, H. J. (2014). When differences unite: Resource dependence in heterogeneous consumption communities // Journal of Consumer Research, 39(5). – pp.1010‐1033.
Yessenbekova U.M., (2019). Transformation of human and society in the digital age (media-psychological aspect). Scientific monograph / Approved by the Academic Council of L.N.Gumilyov ENU, Printing house of L.N.Gumilyov ENU. – Astana. – 2019.
– p.226. [in Kazakhstan]
Mangejm Dzh. B., Rich R.K. Politologiya. Metody issledovaniya [Political science. Research methods] / per. s angl., predisl.
A.K.Sokolova. – M.: Izdatelstvo «Ves Mir», 1997. – 544 p.
Sabitov P.A. Politicheskij analiz teorii kommunikativnogo processa G.Lassuella i ego rol v formirovanii informacionnoj politiki [Political analysis of the theory of the communicative process of G. Lasswell and its role in the formation of information policy] / Krasnodar: Kubanskij gos. tehn. un-t, 1999. – 233 p.
Sansteban L.S. Osnovy politicheskoj nauki [Fundamentals of Political Science] / M.: Nauka, 1992. – 102 p. Fukuyama F. Trust: Social virtue and path to prosperity / Moscow: ACT-Ermak, 2004. – 730 p.
Habermas Yu. Moralnoe soznanie i kommunikativnoe dejstvie [Moral consciousness and communicative action] / Nauchnoe izdanie. S-Pb.: Piter, 2000. – 380 p.

Загрузки

Как цитировать

Yessenbekova, U. (2021). Трансформация социально-политической коммуникации в цифровую эпоху и уточнение научной дефиниции. Серия Журналистики, 59(1), 63–73. https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v59.i1.07