Национальные коды медиакультуры на примере прецедентных текстов казахстанских и российских СМИ

Авторы

  • A. N. Gorodishcheva Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск, Россия http://orcid.org/0000-0003-4330-2802
  • D. O. Baigozhina Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті, Астана, Қазақстан http://orcid.org/0000-0003-3329-4589
  • S. M. Duisengazy Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан http://orcid.org/0000-0001-5479-5505

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v65.i3.03
        119 119

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения и интерпретации национальных кодов медиакультуры. Актуальность исследования обусловлена неоднозначностью реакции национальных социокультурных общностей на информационную деятельность СМИ. Новый вид культурного опыта, получаемый через медиа, формирует конвергентное общественное сознание, обладающее своим кодом трансляции культуры – медиакодом.

Цель исследования – исследовать особенность кодов медиакультуры, раскрывающихя через понятие инсайта, согласно технической природе медийной коммуникации. Проанализировать дискурс казахстанских и российских исследователей по вопросу прецедентных текстов медиа.

Методология исследования построена на представлениях о культурном коде классиков культурной семиотики – Ю.М. Лотмана, К. Рапая, У. Эко, Н. Лумана, Р. Барта и автора теории герменевтики Г. Гадамера. Показано, что неосведомленность о культурных предпочтениях, культурном коде, контекстах ценностей и нормах приводит к отсутствию критического восприятия вербальных и визуальных сообщений медиакультуры.

Научные идеи исследования –  знание реальности, где в течение второй половины ХХ века формируется теория соотнесенности знаков и образов с культурой, обществом и жизненным опытом человека, что позволяет говорить о динамичных и статичных кодах культуры, которые находят воплощение в медиасреде. Определено, что в медиадискурсе всегда происходит инкорпорация мирового опыта национальных культур, понимание медиатекстов осуществляется только при ограничении предварительных мнений, поэтому выделение устойчивых, стабильных, и динамических кодов современной национальной культуры поможет стабилизировать как механизмы коммуникации, так и трансмутации культуры.

Ключевые слова: код медиакультуры, интерпретация кода, понимание медиатекста, национальный культурный код, медиакультура.

Библиографические ссылки

Аймагамбетова М.М. (2020) Когнитивные стратегии медиадискурса Казахстана // Филологический аспект. – №. 5. – С. 220-226.
Anuradha T. A., Jan N. A., Subramani A. K. (2019) Social Media Addiction, Culture Code and Mediation Effect of Mindfulness: A Structural Equation Modelling Access // International Journal of Recent Technology and Engineering. – Vol. 8. – Is. 2S3. – P. 1097–1102. DOI : 10.35940/ijrte.B1205.0782S319
Антоновский А. (2005) Эволюция: системно-конструктивистский подход // Луман, Н. Эволюция. Пер. с нем. А. Антоновский. – М: Издательство «Логос». – 256 с.
Байгожина Д.О., Клушина Н.И., Тахан С.Ш. (2019) Медиатизация культуры в дискурсе современных казахстанских медиа // Russian Journal of Linguistics. –– Т. 23. – № 3. – С. 784–801. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-784-801.
Barthes R. (1977) Textual Analysis of a Tale by Edgar Poe // Poe Studies, Translated by Donald G. Marshall. – June. – Vol. X. –№ 1 (10). – С.1-12.
Baxandall M. (1988) Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style New York : Oxford University Press, - 183 p.
Bing G. A.M. Warburg (1965) // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – Vol. 28. – P. 299 - 313.
Видеопоздравление с 8 марта от КТЖ взбудоражило Казнет (2021) (Электрон. Ресурс). – URL: https://365info.kz/2021/03/video-pozdravlenie-s-8-marta-ot-ktzh-vzbudorazhilo-kaznet (Дата обращения 12.11.21).
Гиздатов Г.Г. (2019) Дискурс идентичности в медийном пространстве современного Казахстана // Политическая лингвистика. – № 1 (73). – С. 127-133. DOI: 10.26170/pl19-01-15
Городищева А.Н., Городищев А.В. (2013) Технопортрет целевой аудитории рекламы // Язык и социальная динамика : спец. вып. Ценности социума : сб. науч. тр. / отв. ред. А. В. Михайлов, Т. В. Михайлова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск. – С. 357-364.
Егорова Л.Г. (2019) Современный региональный дискурс СМИ: тема культуры на страницах изданий Республики Крым // Известия Уральского федерального университета. – Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – Т. 25, № 1 (183). – С. 30-36.
Ерофеева И.В., Фильшина О.А. (2017) Национальные стереотипы как топос медиатекста: актуальность медиаархеологии // Гуманитарный вектор. – №5. – С. 59–67. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-5-59-67
Землянова Л.М. (2012) Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. – М.: Медиа Мир. – 187 с.
Ибраева Г.И. (2013) На перекрестке коммуникаций: журналистика, медиа Казахстана . – Алматы: Қазақ университеті. – 238 с.
Кисель И.Ф. (2021) Лингвокультурная специфика заголовка медиатекста в аспекте интертекстуальности // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 2: Филология и искусствоведение.– №1 (272). – С.41-44.
КТЖ «шьют» аморалку: казахстанцев смутило поздравление компании к 8 марта (2021) – URL: https://esquire.kz/ktzh-shjut-amoralku-kazahstancev-smutilo-pozdravlenie-kompanii-k-8-marta/ (Дата обращения 12.11.21).
Лотман Ю.М. (1967) К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. – №1. – С.30-38.
Лотман Ю.М. (1971) Проблема "обучения культуре" как ее типологическая характеристика // Труды по знаковым системам. – №1. – С.167-176.
Лотман Ю.М. (2004) О семиотическом механизме культуры // Лотман, Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство. – 704 с.
Luhmann, N. (1979) Trust and Power. Two Works by Niklas Luhmann. – Chichester / New York / Brisbane / Toronto. Wiley. – XIX, 208 p.
Мазур Н. (2018) Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Искусствознание. – № 1. – C. 10–51.
Матвеева Е.О. (2018) Национальный код в дискурсе медиатекста // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Материалы международной научной конференции посвященной 50-летию кафедры русского языка и культуры русской речи. – Издательство: Ростовский государственный медицинский университет. – С. 163-165.
Малахов В.С. (1991) Философская герменевтика Ганса Георга Гадамера // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство. – С. 329-330.
Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications (2011) / ed. E. Huhtamo, J. Parikka. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press. – 368 p.
Мегрелидзе K. P. (1973) Основные проблемы социологии мышления. – Тбилиси. – 438 с.
Rapaille, C. (2006) The Culture Code: An Ingenious Way to Understand Why People Around the World Live and Buy as They Do. – New York: Broadway. – 214 pages.
Rasmussen L.B. (2013) Cultural visions of technology. Paradoxes of panoptic and interactive perspectives and methods // AI Soc. – Vol. 28. – P. 177–178. DOI: 10.1007/s0014 6-012-0408-0
Тахан C.Ш., Байгожина Д.О. (2019) От культуры к медиакультуре: новые феномены современных коммуникационных отношений в социуме // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Журналистика. – №1 (126). – С. 59-66.
Эко У. (2006) Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. – СПб.: Симпозиум. – 544 с.
Hans-Georg Gadamer (1986) The Relevance of the Beautiful and Other Essays, trans. Nicholas Walker, ed. Robert Bernasconi,. Cambridge: Cambridge University Press. - 191 р.
Shipunova O.D., Mureyko L.V., Berezovskaya I.P., Kolomeyzev I.V., Serkova V. A. (2018) Cultural code in controlling stereotypes of mass consciousness // European Research Studies Journal. – Vol. 20(4B). – P. 694 - 705. https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34249
Wierzbicka A. (1997) Understanding Cultures Through Their Key Words: English, Russian, Polish, German, Japanese. – New York: Oxford University Press, – 328 p.


References

Aymagambetova M.M. (2020) [Kognitivnyye strategii mediadiskursa Kazakhstana (Cognitive strategies of mediadiscurs of Kazakhstan), Filologicheskiy aspect] (Philology aspect), No 5, 220–226 (in Russian).
Anuradha T. A., Jan N. A., Subramani A. K. (2019) Social Media Addiction, Culture Code and Mediation Effect of Mindfulness: A Structural Equation Modelling Access, International Journal of Recent Technology and Engineering, Vol. 8, Is. 2S3, 1097–1102. DOI : 10.35940/ijrte.B1205.0782S319
Antonovskiy A. (2005) [Evolyutsiya: sistemno-konstruktivistskiy podkhod] (Evolution: System-constructivist approach)in Luhmann, N. Evolyutsiya (Luhmann, N. Evolution), Мoscow, Logos Publisher, 256 p. (in Russian).
Baigozhina D.O., Klushina N.I., Takhan S.SH. (2019) [Mediatizatsiya kul'tury v diskurse sovremennykh kazakhstanskikh media] (Mediatization of Culture in the Discourse of Modern Kazakh Media), Russian Journal of Linguistics, V. 23, No 3, С. 784–801. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-784-801 [in Russian].
Barthes Roland (1977) (Translated by Donald G. Marshall), “Textual Analysis of a Tale by Edgar Poe,” Poe Studies, June, Vol. X, No. 1, 10:1-12
Baxandall M. (1988) Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style New York: Oxford University Press, - 183 p.
Bing G. A.M. (1965) Warburg, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 28, 299-313.
[Video-pozdravleniye s 8 marta ot KTZH vzbudorazhilo Kaznet] (Video-congratulations from March 8 from the KTZ, the collapse of Kaznet), (2021). Available at: https://365info.kz/2021/03/video-pozdravlenie-s-8-marta-ot-ktzh-vzbudorazhilo-kaznet (Accessed: 12.11.21).
Gizdatov G.G. (2019) [Diskurs identichnosti v mediynom prostranstve sovremennogo Kazakhstana] (Identity discourse in the media space of modern Kazakhstan), Politicheskaya lingvistika (Political linguistics), No 1 (73), 127 - 133. DOI: 10.26170/pl19-01-15 [in Russian].
Gorodishcheva A.N., Gorodishchev A.V. (2013) [Tekhnoportret tselevoy auditorii reklamy] (Tekhortrette Target audience Advertising), YAzyk i sotsial'naya dinamika (Language and Social Dynamics), Spec. Vol. Values of society: Sat. Scientific Tr., answer Ed. A. V. Mikhailov, T. V. Mikhailova; Sib. State Aerospace. un-t., Krasnoyarsk, 357 - 364 (in Russian).
Egorova L.G. (2019) [Sovremennyy regional'nyy diskurs SMI: tema kul'tury na stranitsakh izdaniy Respubliki Krym] (Modern regional discourse media: the topic of culture on the pages of publications of the Republic of Crimea), [Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury] (News of the Ural Federal University, Ser. 1, problems of education, science and culture), V. 25, No 1 (183). 30–36 [in Russian].
Erofeeva I.V., Filshina O.A. (2017) [Natsional'nyye stereotipy kak topos mediateksta: aktual'nost' media arkheologii] (National Stereotypes as Media Text Topos: Urgency of Media Archeology), Gumanitarnyy vektor (Humanitarian Vector), Vol. 12, No 5, 59–67. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-5-59-67 [in Russian].
Zemlyanova L.M. (2012) [Zhurnalistika i kommunikativistika. Kontseptualizatsiya mediynykh protsessov v sovremennoy sov v sovremennoy zarubezhnoy nauke] (Journalism and Communication. Conceptualization of media processes in modern overseas science), Moscow, MediaMir, 187 p. (in Russian).
Ibrayeva G.I. (2013) Na perekrestke kommunikatsiy: zhurnalistika, media Kazakhstana (At the crossroads of communications: journalism, media of Kazakhstan), Almaty: Kазақ university, 238 p. [in Russian].
Kisel I.F. (2021) Lingvokul'turnaya spetsifika zagolovka mediateksta v aspekte intertekstual'nosti [Lingvocultural specificity of the header of the media library in an intertextuality aspect], [Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. – Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedeniye] [.Bulletin of the Adygea State University. - Series 2: Philology and art history], No 1 (272), 41–44[in Russian].
[KTZH «sh'yut» amoralku: kazakhstantsev smutilo pozdravleniye kompanii k 8 marta (2021)] (KTZH "Sew" Amooral: Kazakhstanis embarrassed congratulations to the company for March 8). Available at: https://esquire.kz/ktzh-shjut-amoralku-kazahstancev-smutilo-pozdravlenie-kompanii-k-8-marta/ (Accessed: 12.11.21).
Lotman Yuri M. [K probleme tipologii kul'tury] (About the Problem of Cultural Typology), Trudy po znakovym sistemam [Σημειωτκή - Sign Systems Studies], 1:30 –38 (in Russian). https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=820973
Lotman Y. (1971) [Problema "obucheniya kul'ture" kak ee tipologicheskaya kharakteristika] (The Problem of the “Teaching of Culture” as it’s Typological Characterization), Trudy po znakovym sistemam [Σημειωτκή - Sign Systems Studies], 1:167–176, (in Russian). https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=819280
Lotman Yu. M., Uspensky, B. A., & Mihaychuk, G. (1978). On the Semiotic Mechanism of Culture. New Literary History, 9(2), 211–232. https://doi.org/10.2307/468571
Luhmann, Niklas (1979): Trust and Power. Two Works by Niklas Luhmann. Chichester / New York / Brisbane / Toronto. Wiley. XIX, 208 p.
Mazur N. (2018) [Issledovaniya vizual'noy kul'tury: istoriya i predystoriya] (Research of visual culture: history and prehistory), Iskusstvoznaniye (Artistic), № 1, 10-51 [in Russian].
Matveyeva Ye. O. (2018) [Natsional'nyy kod v diskurse mediateksta] (National Code in Discourse Media Text), [Aktual'nyye problemy mezhkul'turnoy kommunikatsii] (Actual intercultural communications problems), Materials of the International Scientific Conference, Publisher: Rostov State Medical University, 163–165. [in Russian].
Malakhov V.S. (1991) [Filosofskaya germenevtika Gansa Georga Gadamera ] (Philosophical hermeneutics Hans Georg Gadamera), in Gadamer G. G. [Aktual'nost' prekrasnogo] (The relevance of the beautiful), Moscow, Iskusstvo (Art), 329 - 330 (in Russian).
Megrelidze K.P. (1973) [Osnovnyye problemy sotsiologii myshleniya] (The main problems of the sociology of thinking), Tbilisi, 438 p. (in Russian).
Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications (2011) / ed. E. Huhtamo, J. Parikka, Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2011, 368 p.
Rapaille, C. (2006) The Culture Code: An Ingenious Way to Understand Why People Around the World Live and Buy as They Do, New York: Broadway, 214 pages.
Rasmussen L.B. (2013) Cultural visions of technology. Paradoxes of panoptic and interactive perspectives and methods, AI Soc, Vol. 28, 177–178. DOI:10.1007/s0014 6-012-0408-0
Takhan C.Sh., Baygozhina D.O. (2019) [Ot kul'tury k mediakul'ture: novye fenomeny sovremennykh kommunikatsionnykh otnosheniy v sotsiume] (From culture to media aculting: new phenomena of modern communication relations in society), Vestnik Evraziyskogo natsional'nogo universiteta imeni L.N. Gumileva. Seriya Zhurnalistika (Bulletin of the L.N. Gumilev Eurasian National University Series of journalism), No1(126), 59 - 66 (in Russian).
Eco W. (2006) [Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedeniye v semiologiyu] (The missing structure. Introduction to semiology), trans. with ital. V. Reznik and A. Pogonaylo, SPb, Simpozium [Symposium], 544 p. [in Russian].
Hans-Georg Gadamer, (1986) The Relevance of the Beautiful and Other Essays, trans. Nicholas Walker, ed. Robert Bernasconi, Cambridge: Cambridge University Press. - 191 р.
Shipunova, O.D., Mureyko, L.V., Berezovskaya, I.P., Kolomeyzev, I.V., Serkova, V.A. (2018) Cultural code in controlling stereotypes of mass consciousness, European Research Studies Journal, Vol. 20 (4B), 694–705. https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34249
Wierzbicka A. (1967) Understanding Cultures Through Their Key Words: English, Russian, Polish, German, Japanese. New York: Oxford University Press, 1997. - 328 p.

Загрузки

Как цитировать

Gorodishcheva, A. N., Baigozhina, D. O., & Duisengazy, S. M. (2022). Национальные коды медиакультуры на примере прецедентных текстов казахстанских и российских СМИ. Серия Журналистики, 65(3), 22–30. https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v65.i3.03

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.