Проблема дипфейков в цифровой коммуникации: исследовательские подходы в России

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.2
        95 34

Ключевые слова:

дипфейк, цифровая коммуникация, доверие к СМИ, средства массовой информации, Россия, фейковые новости.

Аннотация

Цель статьи заключается в выявлении актуальных тенденций научной дискуссии по вопросам использования дипфейков в цифровой коммуникации среди русскоязычных научных публикаций. Основным методом исследования стал мета-анализ специальной литературы. Анализ проводился на основе базы данных электронной российской библиотеки eLIBRARY.RU - ведущей мировой электронной библиотеки научной периодики на русском языке, дающей открытый доступ к большому количеству научной информации. Интеграция с российским индексом научного цитирования (РИНЦ) позволяет считать базу лидером по предоставлению наиболее достоверной информации для поиска публикаций по выбранной тематике.

Поиск релевантных публикаций производился по ключевому слову «дипфейк». В результате было обнаружено 560 публикаций на русском языке. Первые работы по исследованию дипфейков были опубликованы в 2018 году. Установлено, что из 560 публикаций у 159 есть хотя бы одно цитирование. На основе аннотаций к текстам, названий публикаций и изданий была проведена классификация цитируемых материалов по темам. Наибольшая доля публикаций составляет 53% и находится в юридической плоскости. Публикации в области политических наук, медиа и коммуникаций составляют 9% и 10% соответственно. Наименьшее количество публикаций наблюдается в области информационных технологий и социологии.

По результатам исследования можно констатировать, что проблематика исследования дипфейков сравнительно новая и для области коммуникативных исследований, и для остальных областей знания также. Количество публикаций на данный момент сравнительно невелико. При этом заметно стремительное возрастание интереса к тематике. Очевидно, что сама по себе технология, позволяющая создавать дипфейки, возникла не так давно. Но уже есть достаточно примеров её применения. На основе полученных результатов делается вывод о перспективности проведений исследований по проблеме дипфейков в цифровой коммуникации и предлагаются возможные направления исследований.

Библиографические ссылки

Al-Khazraji, S. H., Saleh, H. H., Khalid, A. I., & Mishkhal, I. A. (2023). Impact of Deepfake Technology on Social Media: Detection, Misinformation and Societal Implications. The Eurasia Proceedings of Science Technology Engineering and Mathematics, 23, 429-441.

Barabanshchikov, V.A., Marinova, M.M. (2021). Deepfake v issledovaniyah vospriyatiya lica [Deepfake in face perception research]. Experimental psychology, 14(1), 4-19.

Borenstein, M., Hedges, L. V., Higgins, J. P., & Rothstein, H. R. (2021). Introduction to meta-analysis. John Wiley & Sons.

Bykov, I. (2020). Studying political discourse of the President address in Russia with the text mining technique. Journal of Philosophy, Culture and Political Science, 73(3), 68-75.

Bykov, I. A., Hradziushka, A. A., Medvedeva, M. V. (2021). Anonymous Communication Strategy in Telegram: Toward Comparative Analysis of Russia and Belarus. Proceedings of the 2021 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop, 14-17.

Bykov I.A., Gladchenko, I. A., Ibrayeva, G. Z., & Myssayeva, K. N. (2019). Digital Literacy and Strategy of PR-education in Russia and Kazakhstan: Comparative analysis. Proceedings of the 2019 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop, 47-49.

Diakopoulos, N., & Johnson, D. (2021). Anticipating and addressing the ethical implications of deepfakes in the context of elections. New media & society, 23(7), 2072-2098.

Dzyaloshinskij, I.M. (2022). Kognitivnye processy cheloveka i iskusstvennyj intellekt v kontekste cifrovoj civilizacii [Human cognitive processes and artificial intelligence in the context of digital civilisation]. Moscow, IPR media.

Field, A. P., & Gillett, R. (2010). How to do a meta‐analysis. British Journal of Mathematical and Statistical Psychology, 63(3), 665-694.

Harrison, F. (2011). Getting started with meta‐analysis. Methods in Ecology and Evolution, 2(1), 1-10.

Ivanov, V.G., Ignatovskij, Ya.R. (2020). Deepfakes: perspektivy primeneniya v politike i ugrozy dlya dichnosti i nacional’noj bezopasnosti [Deepfakes: Policy Perspectives and Threats to Dignity and National Security]. Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: State and Municipal Management, 7(4), 379-386.

Lipsey, M. W., & Wilson, D. B. (2001). Practical meta-analysis. SAGE publications, Inc.

Sternin, I.A., Shesterina, A.M. (2020). Markery fejka v mediatekstah. Rabochie materialy [Markers of fake in media texts. Working materials]. Voronezh, Ritm press.

Volodenkov, S.V., & Fedorchenko, S.N. (2021). Cifrovye infrastruktury grazhdansko-poliichsekogo aktivizma: aktual'nye vyzovy, riski i ogranicheniya [Digital Information Structures of Civic and Political Activism: Current Challenges, Risks and Limitations]. Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes, 6(166), 97-118.

Macnamara, J. R. (2018). Public Relations and Post-Communication: Addressing a Paradox in Public Communication. Public Relations Journal, 11(3), 1-20.

Siddi, M. (2021). «Zelenaja revoljucija»? Predvaritel’naja ocenka «Zelenoj sdelki» ES [A Green Revolution? A Tentative Assessment of the European Green Deal]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij [International Organisations Research Journal], 16(3), 85-107.

Temir, E. (2020). Deepfake: New Era in the Age of Disinformation and End of Reliable Journalism. Selçuk İletişim, 13(2), 1009-1024.

Vaccari, C., & Chadwick, A. (2020). Deepfakes and disinformation: Exploring the impact of synthetic political video on deception, uncertainty, and trust in news. Social media+ society, 6(1), 2056305120903408.

Electronic resources:

Global Risks Report 2024 (2024). World Economic Forum. https://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2024.pdf

Goldman, J. (2023). US Advertising and Agency Hiring Soars Amid Forecasts Calling for 2024 Spending Growth. eMarketer, https://www.insiderintelligence.com/content/us-advertising-agency-hiring-soars-amid-forecasts-calling-2024-spending-growth

RT News - December 14 2023 (17:00 MSK) (2023). Russia Today https://swentr.site/search?q=Putin+14+december+2023

Information about authors:

Ilya A. Bykov (corresponding author) – Doctor of Political Sciences, Professor of the High School of Journalism and Mass Communication in St Petersburg State University (St Petersburg, Russia, email: i.bykov@spbu.ru);

Irina A. Gladchenko - Candidate of Political Science, Senior Lecturer of the School of World Politics of Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia, e-mail: irinaglad94@mail.ru).

Авторлар туралы мәлімет:

Илья Анатольевич Быков (корреспондент-автор) – саясаттану ғылымдарының докторы, Санкт-Петербург мемлекеттік университетінің журналистика және бұқаралық коммуникация жоғары мектебінің профессоры (Санкт-Петербург, Ресей, электрондық пошта: i.bykov@spbu.ru );

Ирина Алексеевна Гладченко – саясаттану ғылымдарының кандидаты, Ломоносов атындағы Мәскеу мемлекеттік университетінің Әлемдік саясат мектебінің аға оқытушысы (Мәскеу Ресей, e-mail: irinaglad94@mail.ru).

Поступило 3 марта 2024 г.

Принято 18 мая 2024 г.

Загрузки

Опубликован

27.05.2024

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.