Распространение фейковой и некорректной информации в социальных сетях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.3
        30 31

Ключевые слова:

фейк, социальная сеть, социальная платформа, дезинформация, мультимедиа, информационное общество.

Аннотация

Статья посвящена распространению дезинформации и некорректных сведений на различных социальных платформах. Авторы рассматривают контент и коннотацию термина «фейк», его появление и динамику применения. В последние годы изменилось потребление контента в социальных сетях, расширилось участие аудитории в его производстве и распространении. Цель исследования – выявление алгоритмов верификации и социометрических показателей фейковой и некорректной информации, анализ источников распространения и установление факторов влияния на общество.

Научная новизна и значимость работы заключаются в актуальных аспектах работы с некорректной информацией в социальных сетях Казахстана, таких как Facebook, Instagram, TikTok. Включенность дезинформации и фейков в политическую, экономическую и социальную повестку дня сегодня актуализирует исследования в данной области.

Исследовательская работа проведена с помощью систематического, сравнительного и структурно-функционального анализа и медиаметрических исследований. Также использованы методы наблюдение, контент-анализ, компаративистики.

Авторы приходят к выводу, что развитие электронных технологий и появление новых медиаплатформ привели к появлению не только новых стратегий создания и доставки контента, но и лавинному росту некорректной информации. Это изменило тактику потребления информации, увеличило рост вовлеченности аудитории в производство и распространение контента.

Казахстанцы подвергаются как атакам откровенной лжи и дезинформации, так и смонтированных или полуправдивых новостей на популярных платформах, которые в цифровую эпоху могут широко распространиться с неизмеримыми последствиями. Полученные результаты показывают, что оценка источников и проверка новостного контента сводят к минимуму воздействие фейковых новостей и амортизируют их воздействие.

Практическая значимость работы состоит в возможности её использования для обучения медиатренеров, представителей СМИ, работающих в системе фактчекинга и студентов факультетов журналистики. Результаты исследования могут быть применимы для повышения уровня информационной грамотности населения Казахстана.

Библиографические ссылки

Adellia Agissa Fitri Mutia. Media literacy: students' ability to respond to fake news on InstagramLibrary Hi Tech News. November 2023

Akseit, G., & Kabdugaliev, A. (2023). The fight against disinformation in the media space of Kazakhstan (using the example of materials “Factcheck.kz” and “Stopfake.kz”). Bulletin of the Eurasian National University named after L.N. Gumilyov. Series Journalism, 143(2), 47–55. extracted from https://buljourn.enu.kz/index.php/main/article/view/148

Aronson E. Modern Technologies of influence and persuasion. Technologies of influence and persuasion. The era of propaganda. - Prime-Eurosign, (2008. - 543 pp. - The world's best psychological technologies). - isbn 978-5-93878-. 719-3].

Eygene Loos,Loredana Ivan Using Media Literacy to Fight Digital Fake News in Later Life: A Mission Impossible? In book: Human Aspects of IT for the Aged Population. July 2023)

Issers O.S. Media fakes: between truth and hoaxCommunication studies. 2014. No. 2. P.115.

Kornev M. Fact-checking: 5 reliable ways to check information. [Electronic resource]. Access mode: http://mediatoolbox.ru/factchecking/ (date of access: 01.11.2017).

Mahmood A. Al-Shareeda, Murtaja Ali, Selvakumar Manickam, Shankar Karuppayah Validation of the toolkit for fake news awareness in social mediaIndonesian Journal of Electrical Engineering and Computer Science 2023,31(2):1171-1181.

Marzak A.S. Media and information literacy in the context of media education: history and development prospects Youth Scientific Bulletin. No. 7. 2017. From 30-34.

Merry Andriani, Annisa Fitriani Kalsum, Gabriele Nadina Elloianza. Social Discourse of Fake News in French and Its Digital Social Media LiteracyMay 2022. Follow journal Lingua Cultura16(1):105-115

Morgan Marietta, Barker David C. and Bowser, Todd. "Fact-Checking Polarized Politics: Does The Fact-Check Industry Provide Consistent Guidance on Disputed Realities?" The Forum, vol. 13, no. 4, 2015, pp. 577-596. https://doi.org/10.1515/for-2015-0040

Rubal Kanozia. Analysis of Digital Tools and Technologies for Debunking Fake News Lab:Rubal Kanozia's Lab.June 2019).

Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. “Fake news” as a phenomenon of modern media space: concept, types, purpose, countermeasures. Issues of theory and practice of journalism. 2017. T. 6. No. 2. 155 p.].

Tandiyo Pradekso, Djoko Setyabudi,Rouli Manalu. Digital Media Literacy Campaign in Identifying News Follow journal.E3S Web of Conferences. January 2018.

Tracy Simmons. Media Literacy and Fake NewsJournalism and Ethics.2019

Information about authors:

Sultanbaeva Gulmira Serikbaevna - (corresponding author) Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Press and Electronic Media, Kazakh National University. Al-Farabi (Almaty, Kazakhstan. e-mail gulmira.sultanbayeva@kaznu.edu.kz).

Tolegen Berikbol Zaripuly - Doctoral student at the Faculty of Journalism, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan, e-mail: tolegenberikbol@gmail.com).

Lozhnikova Olga Petrovna - Senior Lecturer, Department of Printing and Electronic Media, Kazakh National University named after al-Farabi, (Almaty, Kazakhstan. E-mail ol_loj@mail.ru

Buyenbayeva Zarina – PhD, Senior Lecturer at the Department of Print and Electronic Media, Faculty of Journalism of al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan, email: Zarina.buenbai@gmail.com)

Tyulepberdinova Gulnur Alpysovna- Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Senior Lecturer, BigData and Artificial Intelligence Department, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan. tyulepberdinova@gmail.com)

Авторлар туралы мәлімет:

Сұлтанбаева Гулмира Серикбаевна - (корреспондент-автор) саяси ғылымдар докторы, Баспасөз және электрондық БАҚ кафедрасының профессоры, әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті (Алматы, Қазақстан). e-mail gulmira.sultanbayeva@kaznu.edu.kz)

Төлеген Берікбол Зәріпұлы – журналистика факультетінің докторанты, әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, Алматы, Қазақстан, e-mail: tolegenberikbol@gmail.com)

Ложникова Ольга Петровна - Баспасөз және электрондық БАҚ кафедрасының аға оқытушысы, әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, (Алматы, Қазақстан. E-mail ol_loj@mail.ru

Буенбаева Зарина Қайратқызы – PhD, Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ журналистика факультеті баспа және электронды БАҚ кафедрасының аға оқытушысы (Алматы, Қазақстан, эл.почта: Zarina.buenbai@gmail.com)

Тюлепбердинова Гульнур Алпысовна - физика-математика ғылымдарының кандидаты, BigData және жасанды интеллект кафедрасының аға оқытушысы, әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті (Алматы, Қазақстан). tyulepberdinova@gmail.com)

Поступило 26 декабря 2023 г.

Принято 21 марта 2024 г.

Загрузки

Опубликован

27.05.2024

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.