Медиа в эпоху постправды: последствия антиинтеллектуализма и популизма

Авторы

  • Г. Есимова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана https://orcid.org/0000-0003-0658-7984
  • Г. Аширбекова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана https://orcid.org/0000-0001-5909-3115
  • З. Ермаганбетова Кызылординский университет имени Коркыт ата, Казахстан, Қызылорда https://orcid.org/0000-0003-4686-785X

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.9
        103 85

Ключевые слова:

социальные сети, общественное сознание, фейк, фактчек, манипуляция, пропаганда, антиинтеллектуализм, популизм.

Аннотация

Авторы статьи анализируют и сравнивают научные выводы о концепции постправды, также уделяют особое внимание последствиям влияния ложной информации, манипуляции и пропаганды на общественное сознание. Вместе с тем, рассматривается репрезентация антиинтеллектуализма и популизма медиа в эпоху постправды, разделенное на несколько этапов. Исследовано влияние на аудиторию СМИ «фейковых новостей» эпохи информационно-коммуникационных технологий и последствия утраты доверия к реальной информации в эпоху постправды.

Цель научно статьи – анализ научных концепций постправды, изучение проблем популизма и антиинтеллектуализма в информационном пространстве.

В ходе исследования обсуждаются основные тенденции эпохи постправды, которые часто упоминаются и изучаются в мировой политике и медиапространстве в последние годы; анализируется воздействие и последствия влияния «ложной информации» на общественное сознание. Также приводятся конкретные примеры антиинтеллектуализма и популизма в СМИ, сравниваются и анализируются различные мнения и выводы о текущих ценностях общества.

Методология исследования представлена анализом методов воздействия дезинформации, пропаганды, манипуляции, используемых в медиапространстве; контент-анализом дискурсивных концептов, сравнительным анализом публикаций в СМИ; опросом с целью определения уровня медиаграмотности и распознавания ложной информации пользователями социальных сетей; методов социологического исследования.

В результате сравнительного анализа исторических исследований постправды, определена значимость распространения информации в отечественном медиапространстве в годы репрессий и последствий сталинского правления для современного общества. На примерах влияния ложной информации на общественное сознание в социальных сетях были даны рекомендации по улучшению качества и содержания традиционных СМИ. В результате исследования был сделан вывод о том, как и с какими последствиями общество пришло к эпохе постправды.

Научная работа охватывает одну из актуальных тем, рассматриваемых в междисциплинарной связи в сфере политологии и журналистики. Научные труды эпохи постправды упоминаются лишь в последние годы среди исследователей влияния социальных сетей на общественное сознание и современной журналистики. Научной новизной исследования можно считать поэтапный анализ последствий антиинтеллектуализма и популизма в отечественных СМИ в эпоху постправды.

Биографии авторов

Г. Есимова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана

Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті журналистика білім беру бағдарламасының 2-курс докторанты (Астана Қазақстан, эл.почта:gaukharai@bk.ru);

Г. Аширбекова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана

(корреспондент автор) Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті баспасөз және баспа ісі кафедрасының доценті, ф.ғ.к.(Астана Қазақстан, эл.почта:ashirbekova_75@mail.ru);

З. Ермаганбетова, Кызылординский университет имени Коркыт ата, Казахстан, Қызылорда

Қорқыт ата атындағы Қызылорда университеті, қазақ тілі мен әдебиеті және журналистика кафедрасының доценті, ф.ғ.к.(Қызылорда Қазақстан, эл.почта:zuhra_9195@mail.ru).

Загрузки

Как цитировать

Есимова, Г., Аширбекова, Г., & Ермаганбетова, З. (2024). Медиа в эпоху постправды: последствия антиинтеллектуализма и популизма. Серия Журналистики, 72(2), 93–103. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.9