Позиционирование WhatsApp и Telegram в Казахстане как групповых феноменов интернет-пространства

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.12
        30 11

Ключевые слова:

интернет-мессенджеры, социальные сети, Whatsapp и Telegram, Казахстан.

Аннотация

В статье анализируются современные процессы развития интернет-мессенджеров (ИМ), которые определяются как особый тип социальных сетей. Целью исследования является обозначение проблем классификации и типологизации новых видов медиаресурсов на основе зарубежного и отечественного опыта. Приводятся примеры комплексных исследований с учетом технических и целевых характеристик мобильных и веб-приложений, а также административной политики их разработчиков в отношении эффективной безопасности, шифрования и хранения данных. Проводится сравнительный анализ наиболее распространенных интернет-мессенджеров и социальных сетей в Казахстане, их связь с традиционными СМИ. Статистика их использования и обозначенные тенденции эволюционного развития позволили выявить закономерности распространения в региональном масштабе на фоне общемировых трендов. Представлены эмпирические данные, основанные на примере СМИ Костанайской области и казахстанских республиканских масс-медиа, дающие представление об общей направленности редакционных политик в период становления новой интернет-инфраструктуры.

Особое внимание уделено коммуникационным преимуществам ведущих интернет-мессенджеров WhatsApp и Telegram, их конкуренции с традиционными социальными сетями посредством внедрения и становления новых информационных инструментов (каналы, инфоботы, сообщества, частные группы и пр.).

Научная новизна работы заключается в исследовании и подробном анализе отличительных черт интернет-коммуникаторов нового поколения в отличие от веб-ориентированных традиционных социальных сетей, выявлении закономерности происходящих процессов и формулировании инновационного подхода к изучению природы интернет-мессенджеров WhatsApp и Telegram как персонально-ориентированных приложений с высокой долей персонализации и защиты. С практической точки зрения приведены данные о распространенности использования ИМ в Казахстане в сравнении с мировым опытом, выявлены особенности позиционирования этих средств коммуникации в казахстанской медиасреде.

Библиографические ссылки

Alahmad M. Budapest International Research and Critics in Linguistics and Education Journal, №3-2020, P.1274-1280.

Barns J. Classes and Assemblies in the Norwegian Island Arrival //The Human Attitudes. Manchester, 1951. P. 34–65.

Cetinkaya L. An Educational Technology Tool That Developed in The Natural Flow of Life Among Students: WhatsApp. International Journal of Progressive Education, Volume 13 Number 2, 2017. P.29-47.

Dey S., Parabhoi L. (2017). Use of Social Networking Site WhatsApp among the user of State Library, Shimla: a Case Study.

Faramarzi S., Tabrizi H., Chalak A. Telegram: An instant messaging application to assist distance language learning, 2019. P.132-147.

Fischer J. and others. Clustering Social Media Services and Messengers by Functionality. Journal of Information Science Theory and Practice. 8(4): 06-19, 2020.

Kemp S. Digital 2023: Global Overview Report. - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report.

Larson G. Instant messaging. Encyclopedia Britannica. - URL: https://www.britannica.com/topic/instant-messaging (accessed 04.04.2024).

Lears K. (2017) Instant Messengers, IRC, and ICQ. Sage Publications.; Encyclopedia of Social Media and Politics.

Oseni K., Dingley K., Hart P. Instant Messaging and Social Networks — The Advantages in Online Research Methodology. International Journal of Information and Education Technology, Vol. 8, No. 1, January 2018.

Popov E., Simonova, V., Komarova O. (2019). Effects of Social Media in the Digital Economy. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management. 18. 168-185. 10.15826/vestnik.2019.18.2.009.

Voida A., Erickson T., Kellogg W., Mynatt E. (2004). The meaning of instant messaging. URL:

https://www.researchgate.net/publication/229003679_The_meaning_of_instant_messaging (дата обращения: 04.04.2024).

Wilson F. What Just Happened? - URL: https://avc.com/2014/12/what-just-happened (дата обращения: 04.04.2024).

ГКП “Костанай-Су” запустило WhatsApp чат-бот. "Наш Костанай". - URL: https://top-news.kz/gkp-kostanaj-su-zapustilo-whatsapp-chat-bot

Диков А. Эволюция интернета от начала наших дней и далее // Школьные технологии. 2019. №2. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-interneta-ot-nachala-do-nashih-dney-i-dalee (дата обращения: 05.03.2024).

Запечников С., Кожухова П. О криптографической стойкости сквозных защищенных соединений в мессенджерах WhatsApp и Telegram. - URL: DOI: http://dx.doi.org/10.26583/bit.2017.4.04

Зинкин Е.А. Приложения, социальные сети и мессенджеры как платформы распространения новостного контента СМИ // Огарёв-Online. 2019. №1 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prilozheniya-sotsialnye-seti-i-messendzhery-kak-platformy-rasprostraneniya-novostnogo-kontenta-smi (дата обращения: 14.04.2024).

Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М., «Acadеmia», 1999, стр. 494.

КНБ прокомментировал, в каких случаях спецслужбы будут читать переписки казахстанцев. - URL: https://ru.sputnik.kz/20190726/knb-sertifikat-bezopasnoct-lichnye-perepiski-kazakhstan-11066612.html

Корнев М. Мессенджеры для СМИ: только инструмент или новый канал дистрибуции? – Журнал «Журналист», 12-2015. – URL: https://jrnlst.ru/product (дата обращения: 14.04.2024).

Кудревич М., Шкурова Е. Место социальных сетей и мессенджеров в информационном пространстве Беларуси. Журнал БГУ. Философия. Психология. 2023;1:57–64. - URL: https://doi.org/10.33581/2520-2251-2023-1-57-64

Назван самый популярный у россиян мессенджер. - URL: https://lenta.ru/news/2023/01/23/telegram_wp (дата обращения: 05.03.2024).

Рейтинг социальных сетей в Казахстане и что от них ждут покупатели. - URL: https://profit.kz/news/64582/Rejting-socialnih-setej-v-Kazahstane-i-chto-ot-nih-zhdut-pokupateli

Степанов В. (2016). Возрождение интернет-мессенджеров: чем они могут быть полезны журналистам? - URL: https://www.researchgate.net/publication/309806622_Vozrozdenie_internet-messendzerov_cem_oni_mogut_byt_polezny_zurnalistam (дата обращения: 05.03.2024).

References

Alahmad M. (2020) Budapest International Research and Critics in Linguistics and Education Journal, №3-2020, P.1274-1280.

Barns J. (1951) Classes and Assemblies in the Norwegian Island Arrival //The Human Attitudes. Manchester, 1951. P. 34–65.

Cetinkaya L. (2017) An Educational Technology Tool That Developed in The Natural Flow of Life Among Students: WhatsApp. International Journal of Progressive Education, Volume 13 Number 2, 2017. P.29-47.

Dey S., Parabhoi L. (2017). Use of Social Networking Site WhatsApp among the user of State Library, Shimla: a Case Study.

Faramarzi S., Tabrizi H., Chalak A. (2019) Telegram: An instant messaging application to assist distance language learning. P.132-147.

Fischer J. and others. (2020) Clustering Social Media Services and Messengers by Functionality. Journal of Information Science Theory and Practice. 8(4): 06-19, 2020.

Kemp S. Digital 2023: Global Overview Report (2023). - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report.

Larson G. (2024) Instant messaging. Encyclopedia Britannica. - URL: https://www.britannica.com/topic/instant-messaging (accessed 04.04.2024).

Lears K. (2017) Instant Messengers, IRC, and ICQ. Sage Publications.; Encyclopedia of Social Media and Politics.

Oseni K., Dingley K., Hart P. (2018) Instant Messaging and Social Networks — The Advantages in Online Research Methodology. International Journal of Information and Education Technology, Vol. 8, No. 1, January 2018.

Popov E., Simonova, V., Komarova O. (2019). Effects of Social Media in the Digital Economy. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management. 18. 168-185. 10.15826/vestnik.2019.18.2.009.

Voida A., Erickson T., Kellogg W., Mynatt E. (2004). The meaning of instant messaging. URL:

https://www.researchgate.net/publication/229003679_The_meaning_of_instant_messaging (дата обращения: 04.04.2024).

Wilson F. (2014) What Just Happened? - URL: https://avc.com/2014/12/what-just-happened (дата обращения: 04.04.2024).

GKP “Kostanaj-Su” zapustilo WhatsApp chat-bot [Kostanay-Su launched WhatsApp chat-bot]. "Nash Kostanaj" (2023). - URL: https://top-news.kz/gkp-kostanaj-su-zapustilo-whatsapp-chat-bot.

Dikov A. (2019) Evolyuciya interneta ot nachala nashih dnej i dalee [The evolution of the Internet from the beginning of our days and beyond] // Shkolnye tehnologii. 2019. №2. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-interneta-ot-nachala-do-nashih-dney-i-dalee.

Zapechnikov S., Kozhuhova P. (2017) O kriptograficheskoj stojkosti skvoznyh zashhishhennyh soedinenij v messendzherah WhatsApp i Telegram [About the cryptographic strength of end-to-end secure connections in messengers WhatsApp and Telegram]. - URL: DOI: http://dx.doi.org/10.26583/bit.2017.4.04

Zinkin E.P. (2019) Prilozheniya, sotsialnye seti i messendzhery kak platformy rasprostraneniya novostnogo kontenta SMI [Apps, social networks and messengers as platforms for disseminating media news content] // Ogarev-Online. 2019. №1 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prilozheniya-sotsialnye-seti-i-messendzhery-kak-platformy-rasprostraneniya-novostnogo-kontenta-smi.

Kastels M. Stanovlenie obshchestva setevykh struktur. Novaya postindustrialnaya volna na Zapade. Antologiya. Pod red. V. L. Inozemtseva. M., «Academia», 1999, p. 494.

KNB prokommentiroval, v kakih sluchayah speczsluzhby budut chitat perepiski kazahstancev [The KNB commented on when intelligence services will read correspondence of Kazakhstanis]. (2019). - URL: https://ru.sputnik.kz/20190726/knb-sertifikat-bezopasnoct-lichnye-perepiski-kazakhstan-11066612.html

Kornev M. (2015) Messendzhery dlya SMI: tolko instrument ili novyi kanal distributsii? [Messengers for media: just a tool or a new distribution channel?] – Zhurnal «Zhurnalist», 12-2015. – URL: https://jrnlst.ru/product.

Kudrevich M., Shkurova E. (2023) Mesto socialnyh setej i messendzherov v informacionnom prostranstve Belarusi [Place of social networks and messengers in the information space of Belarus]. Zhurnal BGU. Filosofiya. Psihologiya. 2023;1:57–64. - URL: https://doi.org/10.33581/2520-2251-2023-1-57-64

Nazvan samyj populyarnyj u rossiyan messendzher [The most popular messenger among Russians has been named]. (2023) - URL: https://lenta.ru/news/2023/01/23/telegram_wp.

Rejting socialnyh setej v Kazahstane i chto ot nih zhdut pokupateli [Rating of social networks in Kazakhstan and what customers expect from them] (2023). - URL: https://profit.kz/news/64582/Rejting-socialnih-setej-v-Kazahstane-i-chto-ot-nih-zhdut-pokupateli

Stepanov V. (2016). Vozrozhdenie internet-messendzherov: chem oni mogut byt polezny zhurnalistam? [Revival of Internet messengers: how can they be useful for journalists?] - URL:

https://www.researchgate.net/publication/309806622_Vozrozdenie_internet-messendzerov_cem_oni_mogut_byt_polezny_zurnalistam.

Сведения об авторах:

Тюлеев Мурат Ананович (корреспондентный автор) – докторант кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан, эл. почта: tma2014@mail.ru);

Кунгурова Ольга Григорьевна – кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан, эл. почта: o.kungurova@gmail.com);

Мустафина Балажан Сергеевна – магистр социальных наук, заведующая кафедрой журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан, эл. почта: balazhan@mail.ru);

Information about authors:

Tyuleyev Murat (corresponding author) – Doctoral Student of the Department of Journalism and Communication Management of Akhmet Baitursynuly Kostanay Regional University (Kostanay, Kazakhstan, email: tma2014@mail.ru);

Kungurova Olga – Candidate of Philology, Professor of the Department of Journalism and Communication Management of Akhmet Baitursynuly Kostanay Regional University (Kostanay, Kazakhstan, email: o.kungurova@gmail.com);

Mustafina Balazhan – Master of Social Sciences, Head of the Department of Journalism and Communication Management of Akhmet Baitursynuly Kostanay Regional University (Kostanay, Kazakhstan, email: balazhan@mail.ru).

Поступило 9 марта 2024 года.

Принято 11 мая 2024 г.

Загрузки

Опубликован

27.05.2024