Трансформация средств массовой коммуникации в цифровую эпоху, доминирующие тенденции
DOI:
https://doi.org/10.26577/HJ.2023.v69.i3.1Аннотация
В статье рассматривается трансформация средств массовой коммуникации в условиях цифровой эпохи. Основной целью исследования было выявление доминирующих тенденций, определяющих изменения в сфере массовой коммуникации в условиях развития информационных технологий и сети интернет. Выявление изменений в глобальном пространстве и медиапространстве Казахстана за счет многократного увеличения объема информаций, смены парадигмы социальных сетей и создания контента, когнитивного изобилия также было одним из направлений исследования. Ответы на вопросы, как эти изменения влияют на политические, социальные и экономические отношения в государстве, были даны в ходе анализа государственных программ как «Цифровой Казахстан».
Несмотря на то, что современные проблемы медиа носят глобальный характер, природа уникальных вызовов для каждой страны будут разными. Сочетание европейских технологий и быстрорастущего азиатского рынка требует активного взаимодействия медиа структур Европы и Азии. В условиях глобализации изменилась традиция публикации оригинального события в одном виде медиа, возможность распространения контента на нескольких информационных площадках и в социальных сетях полностью изменила модель тиражирования новостей. Для изучения подобной трансформации и тенденций изменений, авторы анализируют этапы технологических прорывов в прошлые века на основе принципов компаративизма с учетом особенностей цифровой эпохи и делают выводы с использованием методов наблюдения, анализа содержания и структурно-функционального анализа. В статье утверждается, что в Казахстане эти преобразования можно увидеть в политических, социальных и экономических отношениях через политическое настроение общества.
Выводы исследования показывают, что по мере укрепления технологического характера во взаимоотношениях власти и народа, будут совершенствованы и формы влияния граждан на экономические и политические решения, борьба за свои права и протестные модели.
Ключевые слова: цифровая эпоха, массовая коммуникация, обновление, трансформация в обществе, технологичность.
Библиографические ссылки
2. Atkin, D. J. (2022). Social Media Theories. In The Emerald Handbook of Computer-Mediated Communication and Social Media (pp. 21-36). Emerald Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/978-1-80071-597-420221002
3. Boczkowski, P. J., Matassi, M. & Mitchelstein, E. (2018). How young users deal with multiple platforms: The role of meaning-making in social media repertoires. Journal of computer-mediated communication, 23(5), 245-259.
4. Bruns, A., & Highfield, T. (2017). Social Media and News Consumption: A Review of Empirical Research. Digital Journalism, 5(7), 814-833.
5. Carr, N. (2011). The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. W. W. Norton & Company. – p.304 ISBN 9780393339758
6. Damota, M. D., & Uninversity, M. W. (2019). The effect of social media on society. New Media and Mass Communication, 78(9), 1-9. ISSN 2224-3275 DOI: 10.7176/NMMC
7. Dempster, C., & Lee, J. (2015). The Rise of the Platform Marketer: Performance Marketing with Google, Facebook, and Twitter. Wiley. – 240 p. ISBN 1119059720
8. Essex, A. (2017). The End of Advertising: Why It Had to Die, and the Creative Resurrection to Come. Spiegel & Grau. – 240 p. ISBN 9780399588518
9. Farkas, J., & Neumayer, C. (2020). Disguised propaganda from digital to social media. Second international handbook of internet research, 707-723. https://doi.org/10.1007/978-94-024-1555-1_33
10. Fuchs, C. (2017). Social Media: A Critical Introduction. Sage Publications Ltd. – 293 p. ISBN 978-1 -4462-5730-2
11. Hilbert, M. (2016). Media in the Digital Age: Trends, Opportunities, and Challenges. Journal of Communication, 66(2), 263-279.
12. Hughes, A., & Hughes, A. (2018). Weapons of Mass Consumption: Social and Digital Media in Political Campaigns. Market Driven Political Advertising: Social, Digital and Mobile Marketing, 61-78. https://doi.org/10.1007/978-3-319-77730-6_4
13. Klinger, U., & Svensson, J. (2015). The emergence of network media logic in political communication: A theoretical approach. New media & society, 17(8), 1241-1257. https://doi.org/10.1177/1461444814522952
14. Lin, C. A., & Atkin, D. J. (2022). Social Media Theories. In The Emerald Handbook of Computer-Mediated Communication and Social Media (pp. 21-36). Emerald Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/978-1-80071-597-420221002
15. Lasswell, G. (2005). Psihopatologiya i politika [Psychopathology and politics] / M.: Nauka. – 314 p.
16. Memlekettık bağdarlama «Sifrlyq Qazaqstan». Qazaqstan Ükımetınıñ qaulysymen bekıtılgen ["Digital Kazakhstan" state program. Approved by the decree of the Government of Kazakhstan] // https://digitalkz.kz/o-programme/
17. OECD: Participative web and user-created content: Web 2.0, wikis, and social networking / Directorate for Science, Technology and Industry OECD, Paris. – September 2007. – 124 p. ISBN: 9789264037472 doi.org/10.1787/9789264037472-en
18. Shirky C. (2010). Cognitive surplus. Cognitivity and generosity in a connected age / New York, Penguin Group, 2010. – 563 p. ISBN 978-5-90494-645-6
19. Thurman, N., & Schifferes, S. (2012). The Rise of News Aggregators: Implications for the Business of Journalism. Journalism Practice, 6(5-6), 648-656.
20. Toffler E. (2019). The third wave [Electronic resource].
URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_11.php
21. Van Dijck, J. (2019). The culture of connectivity: A critical history of social media. Oxford: Oxford University Press, 16(4), 584-598.
22. Zhang, Z. (2023). Research on the Role of Digital Media in Promoting# Metoo Movements. Social Sciences, 12(2), 60-63. https://doi: 10.11648/j.ss.20231202.12
23. Wiener, N. (2003). Tvorec i Budushchee [Creator and Future] / M.: AST. – 732 p. ISBN 5-17-019210-X
24. Zhusupova A. (2021). Media-potreblenie v Kazahstane v 2020 godu: internet i social'nye seti pobezhdayut [Media consumption in Kazakhstan in 2020: Internet and social networks win] // Ekonomist.kz, March 2021. https://ekonomist.kz/zhussupova/mediapotreblenie-kazahstan-2020-internet/