Эффективность информационно-коммуникативных процессов: теории и проблемы

Авторы

  • Ж.М. Досхожина Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-1416-8600

DOI:

https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.5
        18 16

Ключевые слова:

коммуникация, информация, эффективность, коммуникатор, респондент, менеджмент, цивилизация.

Аннотация

Настоящая статья рассматривает основные теории информационно-коммуникативных процессов, ставшие классикой в сфере исследования медиа, а также актуальные проблемы, связанные с их внедрением в современных институтах общества. Целью исследования является изучение эффективности информационно-коммуникативных процессов, отвечающих идеям гуманизма, противостоящих манипулятивным технологиям воздействия на человеческое сознание. Научная и практическая значимость исследования обуславливается релевантными проблемами применения медиатехнологий, связанных, прежде всего, с исключением духовных и нравственных переживаний из общественного мировоззрения в глобализирующемся мире.

Методология исследования включает в себя исторический и диалогический подходы, направленные на изучение коммуникативных основ сквозь призму развития человечества. В результате анализа выбранной темы автор заключает, что именно коммуникативные процессы, направленные на конструирование и построение равного диалога между коммуникантами являются приоритетными для преодоления острой проблемы духовных ценностей в глобальном обществе. Эффективность информационно-коммуникативных процессов напрямую связана с практиками интеракции, фокусирующимися на диалоге и способные помочь человеку преодолеть чувство фрустрации. Ценность проведенного исследования определяется попыткой автора применить этические коммуникативные практики при разработке и реализации современных технологий массовых коммуникаций, что представляет собой наибольшую сложность, так как настоящие условия экономической конкуренции обострили и усилили манипулятивный характер информационных потоков. Практическая значимость научной работы заключается в возможности применения исследуемых автором коммуникативных теорий для решения проблем эффективности информационных процессов в сфере массовой коммуникации.

Библиографические ссылки

Блэк С. (1990) Паблик рилейшнз: что это такое? М.: Новости.

Дриккер А.С. (2000) Человечество: информационный идеал // Человек. № 1, 37 - 45.

Зверинцев А.Б. (1995) Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб.: Издательство Буковского.

Каган М.С. (1988) Мир общения. М.: Политиздат.

Конецкая В.П. (1997) Социология коммуникации. М.: Международный ин-т бизнеса и управления.

Королько В.Г. (2000) Основы паблик рилейшнз. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер.

Лакан Ж. (2000) Телевидение. М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Логос».

Маклюэн М. (2003) Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс-Ц.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. (1992) Основы менеджмента. М.: Дело.

Поликарпов В.С. (2001) Философия управления. Ростов-на-Дону: Издательство ТРТУ.

Ритцер Дж. (2002) Современные социологические теории. СПб.: Питер.

Хабермас Ю. (2006) Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука.

Fahmy S., & Johnson T. (2007) Mediating the anthrax attacks: Media accuracy and agenda setting during a time of moral panic. Atlantic Journal of Communication, 15(1), 19–40. doi:10.1080/15456870701212583

Geib S. (2022) The agenda-setting-effects of news factor exposure: A field study comparing the transmission paths and impact of issue exposure and news factor exposure. SAGE Open, 12(2), 1–15. doi:10.1177/21582440221091259

Sellnow T., & Seeger M. (2021) Theorizing crisis communication (2nd ed.). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.

Shafi A. (2017) Personal experience versus media coverage: Testing the issue obtrusiveness condition of agenda-setting theory in a developing country. Journalism & Mass Communication Quarterly, 94(4), 1056–1072. doi:10.1177/1077699016669115

Tsfati Y. (2003). Does audience skepticism of the media matter in agenda setting? Journal of Broadcasting & Electronic Media, 47(2), 157–176. doi:10.1207/s15506878jobem4702_1

McCombs M., & Reynolds A. (2002) News influence on our pictures of the world. In D. Zillmann & J. Bryant (Eds.), Routledge communication series. Media effects: Advances in theory and research (2nd ed., pp. 1–18). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Vliegenthart R., & Damstra A. (2019) Parliamentary questions, newspaper coverage, and consumer confidence in times of crisis: A cross-national comparison. Political Communication, 36(1), 17–35. doi:10.1080/10584609.2018.1478472

References

Black S. (1990) Pablik rilejshnz: chto eto takoe? [Public relations: what is it?].

Drikker A.S. Chelovechestvo: informacionnyj ideal // Chelovek [Humanity: information ideal // Human]. 2000. № 1, 37 - 45.

Habermas J. (2006) Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie [Moral consciousness and communicative action]. SPb.: Nauka.

Kagan M.S. (1988) Mir obshhenija [The world of communication]. M.: Politizdat.

Koneckaja V.P. (1997) Sociologija kommunikacii [The sociology of communication]. M.: Mezhdunarodnyj in-t biznesa i upravlenija.

Korolko V.G. (2000) Osnovy pablik rilejshnz [Basics of PR]. M.: Refl-buk; Kiev: Vakler.

Lacan J. (2000) Televidenie [Television]. M.: ITDK “Gnozis”, Izdatel'stvo “Logos”.

McLuhan M. (2003) Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The extensions of man]. M.: Kanon-Press-C.

Mescon M., Albert M., Khedouri F. (1992) Menedzhment [Managment]. M.: Delo.

Polikarpov V.S. (2001) Filosofiya upravleniya [Management philosophy]. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo TRTU.

Ritzer G. (2002) Sovremennye sociologicheskie teorii [Modern Sociological Theory]. SPb.: Piter.

Zverintsev A.B. (1995) Kommunikacionnyj menedzhment. Rabochaya kniga menedzhera PR [Communication Management. PR Manager’s Working Book]. SPb.: Izdatel'stvo Bukovskogo.

Fahmy S., & Johnson T. (2007) Mediating the anthrax attacks: Media accuracy and agenda setting during a time of moral panic. Atlantic Journal of Communication, 15(1), 19–40. doi:10.1080/15456870701212583

Geib S. (2022) The agenda-setting-effects of news factor exposure: A field study comparing the transmission paths and impact of issue exposure and news factor exposure. SAGE Open, 12(2), 1–15. doi:10.1177/21582440221091259

Sellnow T., & Seeger M. (2021) Theorizing crisis communication (2nd ed.). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.

Shafi A. (2017) Personal experience versus media coverage: Testing the issue obtrusiveness condition of agenda-setting theory in a developing country. Journalism & Mass Communication Quarterly, 94(4), 1056–1072. doi:10.1177/1077699016669115

Tsfati Y. (2003). Does audience skepticism of the media matter in agenda setting? Journal of Broadcasting & Electronic Media, 47(2), 157–176. doi:10.1207/s15506878jobem4702_1

McCombs M., & Reynolds A. (2002) News influence on our pictures of the world. In D. Zillmann & J. Bryant (Eds.), Routledge communication series. Media effects: Advances in theory and research (2nd ed., pp. 1–18). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Vliegenthart R., & Damstra A. (2019) Parliamentary questions, newspaper coverage, and consumer confidence in times of crisis: A cross-national comparison. Political Communication, 36(1), 17–35. doi:10.1080/10584609.2018.1478472

Information about author:

Doskhozhina Zhanat Melsovna – PhD, Associate Professor, Department of Mediacommunication and History of Kazakhstan, International Information Technology University (Almaty, Kazakhstan, e-mail: zhanatdoskhozhina@gmail.com).

Автор туралы мәлімет:

Досхожина Жанат Мэлсовна – PhD, Қауымдастырылған профессор, Медиакоммуникация және Қазақстан тарихы кафедрасы, Халықаралық ақпараттық технологиялар университеті, Алматы, Қазақстан, e-mail: zhanatdoskhozhina@gmail.com).

Поступило 14 января 2024 г.

Принято 21 марта 2024 г.

Загрузки

Опубликован

27.05.2024

Выпуск

Раздел

Журналистика: Общество. История. Политика. Закон. Экономика.